ЗАМЕТКИ
ПО ДОРОГЕ НА РАБОТУ
Как сейчас говорят, я - пишущий психолог. Тексты и видео - помогают мне донести важное о работе психолога и личной практики. Журналистике и психологии училась одновременно. Больше десяти лет работала журналистом. Люблю жанр интервью, сейчас смыслы и способы его изменились, как и темы сюжетов и текстов. В интервью стало больше слушания и любования, в записках - больше размышления и художественного. Раздел - способ говорить о том, что интересно, что считаю значимым.
Позитив перестал иметь связь с действительным человеком, который его транслирует (хоть это и приятно). Эдакий карнавал, только с обратным эффектом. На карнавале переодевались в образы, чтобы легче выразить то, что внутри. Стать естественней. Карнавал про свободу. А тут другие маски. Маски идеальных себя. Проблема в том, что такие маски трудно снять, они прирастают к коже. А вот, что там за ними? Как дышать тому, что внутри?

К слову сказать, стремление к позитиву, очень похоже на невзрослую позицию отношения к жизни. Когда разнообразие жизни вызывает бурую эмоций, с которой тяжело справляться. Спокойно можется смотреть только на позитив (с точки зрения смотрящего, конечно). Усложнение, глубина, неприятное, многозначное кажется лишним. Выбивает из колеи. Если заглянуть в книжки по биологии, то физиологически действительно так. Любое изменение реальности – стресс.

Умение выдерживать «стресс», находиться в контакте со сложностями и негативом – умение взрослого человека. И его возможности для развития одновременно. Для меня в такой трактовке взросления, как раз много позитива))) Так как тут про творчество. Про движение. Про то, что в доступном мне «мыслящем океане» еще много неосознанных аспектов.

Стремление к позитиву, очень похоже на невзрослую позицию отношения к жизни.

У тебя не было такого чувства, что ты хочешь куда то домой? В очень близкое, дорогое место, понятное, яркое...
В нем все хорошо. Ты любишь и любим. Но это не важно. Потому что чувство внутри и снаружи, ты о нем не думаешь. Просто живешь. Утро, это утро. Длинное. Наполненное предвкушением дня. Листья шуршат. И от этого звука хочется их раскидывать в разные стороны. Снег. Он про запахи. Белый цвет и огромные пушистые сугробы. И про новый год... Хочу домой. Где хлопает калитка. И ты по звуку шагов знаешь, ко это. Скрипят доски, когда чистишь их от снега. Где зеленые обои в комнате. И старое любимое расстроенное пианино. Которое отзывается целиком, когда нажимаешь на клавишу, а ты чувствуешь, его всем своим существом, пропуская звук внутрь себя. И позволяешь ему добраться до какой то непонятной глубины. Домой, где смех, где можно валяться на полу на колючем ковре и читать книжку или рассматривать узоры. Придумывать истории, глядя на тени от деревьев на стене. Где все понятно про завтра. Не потому что есть план. А потому что завтра будет новое приключение. Слова. Звуки. Люди. И любить легко, как дышать. Всех, кого понимаешь, знаешь, видишь и слышишь. И не надо ничего дифференцировать, раскладывать, соблюдать. Просто живешь...
Кризис не может просто так сам по себе возникнуть в чьей-то жизни, отношениях, творчестве.
Кризис - это не живое существо, наделённые силой и намерением.
Кризис не может просто так сам по себе возникнуть в чьей-то жизни, отношениях, творчестве.
Кризис не "Чудище" и не разбойник. Он не плохой некто, который приходит и все портит.
Кризис включен в нашу жизнь. Он часть ее естественного течения. Часть процесса.
Изнутри - постепенное количественное накопление мелких, незначительных изменений становится качественным. Внешне - окружающий мир откликается на эти изменения событием. И это реакция почему то для нас неожиданна.

Проблемы с кризисом возникают тогда, когда его игнорируют. Выносят за рамки жизни. Наделяют характером и чувствами. Ждут, что он уйдет сам. ( Например, передумает и пойдет искать другую жертву). Обвиняют. Воспринимают, как чужеродное. Не свое.
ВЫХОД из кризиса начинается с присвоения его себе. Когда я вместо "у меня кризис", могу сказать "я переживаю кризис". Когда я признаю, что я его создал (и собираюсь понять каким образом) а НЕ спровоцировал. Когда в моем сознании кризис не созревает, а я меняюсь и замечаю как.

О кризисе писал Л.С. Выготский, выдающийся отечественный психолог. В его периодизации развития человека - стабильные периоды жизни сменялись кризисом. Периодом, в котором человек "обновляется".
Так что если у вас кризис, значит вы растете. Вы живы. И у вас все хорошо, хотя бывает действительно страшно и кажется, что наоборот.
Мне кажется, что любовь гораздо больше, чем мы о ней знаем и думаем. Она более свободна и проникает во все наши отношения, которые есть.
Мы ее делим, называем, прячем. А она все равно есть. И этим она пугает. Из-за страха перед ней придумали мораль. Потому что свобода, которую дает любовь кажется опасной. Когда любишь, любишь всем сердцем, душой, собой. Открываешься. А она, как ветер, несет тебе все без разбора, что есть в другом. Сильное, мощное, нежное хрупкое, слабой и темное. Она будит все, что есть, выметает наружу из дальних уголков тайное и забытое. А это страшно, потому что вдруг сметет и тебя, и тебя не будет.
И тогда кажется, что любить нужно по правилам. Как принято. Друзей эдак, детей так. Кого надо и когда надо. И все эти разговоры про сердцу не прикажешь, они про что то другое. Они из какого то другого контекста. Может, как раз про свободу? Про то, что у любви нет границ? А не про вектор, избирательность и направление удара.
Любить стало даже не прилично. Смотреть в глаза наслаждаться свободой, опасно. А вдруг через эти окна о тебе, узнают что-то, что знать не стоило. И ты лжешь, прячешься за занавески взгляда.
Как описать любовь? Через понимание. Через говорящие глаза. Это ни когда ты посчитал, что от тебя ждут, а когда ты знаешь, где то внутри, что нужно сделать в этот момент. Это разговор на каком то другом уровне. Без времени и пространства. Это не слияние. Это узнавание. Это дать возможность себя узнать и узнать самому.
Почему мы так боимся любить и хотим? И хотим ли? Может хотим, чтобы нас любили?
Пару лет назад в Третьяковке
Стрессом называем чаще всего состояние, когда нам долго от чего-то плохо.
А на самом деле, стресс сразу про три состояния. Стресс - это и быстрая реакция на неприятное событие, и адаптация к новым условиям, и когда нам долго плохо тоже. Только вот это долго может быть не только стрессом. И важно отличать стрессовое плохо, от других. Потому что "стрессовое плохо" - имеет особенные последствия, которые вытекают из того, на что стресс влияет в теле.
Стресс - способ тела адаптироваться к новым условиям с минимальными потерями для организма. Проще говоря, тело стремиться вернуть себе баланс и готовиться к защите.

У стресса очень длинные корни (и руки тоже)). И в стрессе мы очень похожи на животных. Гораздо больше, чем хотелось бы. Стресс у животных протекает так же как и у людей, на биологическом уровне. У него те же признаки, которые одинаковые у всех животных, включая нас с вами. Только степень выраженности признаков стресса разная, она зависит от силы реакции и индивидуальных особенностей.

Поскольку это рефлекс, который тысячи лет приобретался и связан с выживаемостью, короткую фазу стресса не то, что не стоит контролировать, а даже вредно. (Если бы мы дружили с телом больше, стресс проходил бы легче!) Работать нужно с адаптацией, т.е. с тем чтобы быстрее прийти в норму. И с психологической особенностью стресса. Т.е. нужно озаботиться тем, чтобы себя не вводить в стресс нечаянно. Можно начать тренировать способность расслабляться, управлять вниманием и умение опознавать стресс. Так как истощение (третья фаза стресса) смертельно опасно.


Чтобы знать стресс в лицо, нужно увидеть его признаки и понять, что есть стресс. Стресс - нарушение баланса с целью приготовиться к защите. Т.е. нужен стресс, чтобы защитить организм и в итоге вернуть в равновесное, привычное состояние. И тут вопрос: что нам нужно, чтобы защититься?

Обострить внимание, прийти в собранность, всю энергию направить в органы, которые помогут сражаться и выйти с минимальными потерями из боя. Подумайте, что происходит в теле в этом случае? Когда мы готовы к драке, мы забываем о еде, нет желания флиртовать. Т.е. организм перенастраивает все системы, переводит их из режима спокойствия, в режим готовности. И тут уже не до размножения, и спокойной работы, тут нужно выжить.

Соответственно, если находиться долго в режиме выживания, то мы получим перенапряжение. И как итог, быструю изношенность важных "деталей" и систем. Это как, если бы мы не спокойно ездили на машине, а постоянно в режиме буксования, форсировали бы старт, гнали бы под 100 на третьей скорости. Машина бы очень быстро крякнула, потому что мы нарушили бы условия эксплуатации, на которую она рассчитана.

Но мы не машины! И нам может стать скучно, и долгая монотонность нам вредна не меньше, чем постоянный форс-мажор и напряг. Поэтому стресс стоит пускать в жизнь, НО позитивный (делать экстремальные вылазки, те что бодрят). А негативный - регулировать: принимать - первую острую реакцию, сокращать фазы адаптации и распознавать истощение. И если оно таки случилось, то находить причины. Понимать, что же стрессор. Убирать его. А еще добавлять в жизнь больше физической энергии и управления. Но это уже другая история)
В природе не существует опускающихся на нас неуправляемых эмоциональных облаков, пусть даже мы делаем вид, что они есть. Каждый человек сам заставляет себя что-либо чувствовать, и что никто другой не может заставить его чувствовать....Человек сам является источником своего беспокойства.
(Например, об этом пишут в Психотерапии нового решения Мэри и Роберт Гулдинг.)
Иногда из подобного подхода делают вывод, раз ты сам творишь чувства, то и "сам виноват". И лишают человека сочувствия и поддержки. Мало того за собой оставляют право вести себя, как угодно. Такой подход НЕ про социальное урегулирование отношений, а про базу для выстраивания жизни так, как человеку значимо. Про присвоение авторства жизни себе.

...никто другой не может заставить его чувствовать...
Эмоция рождается из ниоткуда. Так кажется. Единственно, кому я могу приписать ее рождение - внешнему. Потому что успеваю заметить только его. Скорость "образования" эмоций настолько велика, что я ощущаю происходящее, как одно действие
Что будет, если замедлить видео переживания и разложить его на кадры? Можно заметить, из чего складывается эмоция. Как рождается. И так, сначала некая привычная ровность. То что есть. Это состояние целостное, в нем нет колебания, можно сравнить со спокойным течением реки или скоростью пешехода из школьной задачи. Он там идет всегда одинаково. Теперь добавим событие. Им может быть мысль или разговор, чьи то переживания, случай, то что изменит течение, изменит скорость.
Ощущение ровности исчезнет. Энергии станет больше или меньше, она сконцентрируется, уплотнится или расширится, вода в реке встретив порог начнет бежать быстрее, а встретив заводь, будет бежать медленнее, перейдет на шаг.

Видео на стоп. Именно здесь рождается эмоция, так как включается опыт. Опыт создает отношение: когда в прошлый раз так было мне было так-то. Эмоция не включает оценку, как смысл, она содержит полюс. Поэтому, когда отвечают на вопрос "как ты себя чувствуешь?", говорят об опыте, хорошим он был для меня раньше или плохим. Тогда мне было приятно или нет?

Здесь я приписываю изменившемуся движению плюс или минус. (Отсюда у людей, с аналогичным опытом, реакции схожие). Раз вопрос про эмоции это вопрос про опыт, то получается, что моя эмоция, как оценка в ощущениях, задается только МИОМ опытом. В моем опыте этот порог по середине реки - был связан с болью. Эмоция делает этот порог болью в настоящем. А следующий шаг еще и в будущем.

Еще одна остановка видео. К эмоции присоединяется идея про то, как будет дальше. (При встрече с событием происходит автоматически). "Я не успевала осознавать, как на моем внутреннем экране мелькали картинки неприятного мне будущего" (модель создания могла быть и не визуальной). Идея с оценкой "минус" запускает механизм создания "ужасного будущего". Событие, ощущение изменившейся энергии, оценка, моделирование будущего. Круг замыкается.

Если изменить значение эмоции, перестать считать, что ее создает кто-то во вне, и признать, что ее создаю сам, на основании своего опыта (и только своего). Можно начать изменять свои ощущения. Злость перестанет быть злостью, а останется тем большим и мощным зарядом энергии, которую я больше не оцениваю эмоцией. Которую могу теперь использовать для чего, уже решаю сам.
Дальше вопрос техники личной или с участием психолога.
Когда человек разучивается доверять себе, он теряется в тысяче выборов, которые нужно делать каждый день. У него, просто, нет компаса, чтобы идти в нужном направлении. Когда есть вкус любви, хотя бы слабое воспоминание о ней, жизнь разворачивается...

Проблема, как заезженная пластинка, бубнит и бубнит привычный набор действий на ухо. Натирает душевную мозоль. Как же происходит смена, разрешение? Как это бывает? Способов объяснить множество, как и метафор. Сегодня мне нравится про время.
Время свертывается в одной точке. Прошлое становится частью настоящего, будущее понятным, а сейчас - местом, где совершается действие. Как будто длинную-длинную линию моей жизни, растянутую, уходящую в смутную даль рождения, свернуть в компактную спираль. Потрогать, посмотреть, изучить нужные детали. Понять, осознать, какой там внутри моей жизни работает механизм. Что ее заводит, что толкает. Где и какие выборы я сделал, и что они мне дали... Вот она моя жизнь в моих руках. Теплая, пульсирующая, живая. Теперь могу, оставив события на своих местах, иначе подумать, увидеть то, чего раньше не видел, сказать то, о чем молчал. Заметить достоинства, принять выборы, открыть способности. Подправить, вылечить, украсить, простить, отпустить... выдохнуть, и позволить линии развернуться уже в новую линию. С другими поворотами, вершинами. Развернуть в обе стороны. И новое прошлое, задаст новое будущее...

Может быть она стала компактнее или ярче, более выразительной или ощутимой? Стала иначе звучать и притягивать? и вместо заезженной пластинки, теперь звучит мой голос. Живой звук вместо записи! Кто я себе теперь? Как мне с собой?
Пропустить рождение мысли и чувства просто. Стоит только начать транслировать во вне постоянный шум. Заполнять все вокруг непереваренными эмоциями. Наборами предложений. Информацией. И тишина, как дар перестанет существовать. Она перестанет излучать аромат предвкушения и притягивать личное и глубокое... то самое счастье. Которым хочется делиться.
Возможно, я ошибаюсь... в своих умозаключениях о мире, о другом и даже о себе.
Если бы можно было ввести допущение о возможной ошибке в программу восприятия мира, жить было бы проще. Разговариваешь с человеком, а в голове поток "знаний", что он о тебе на самом деле думает: любит, хочет обидеть, задеть, понять... И тут раз, маячок засветился. Красные буквы на табло: "Возможно, я ошибаюсь." И сразу смена программы: да, хорошо, что я могу сделать, чтобы узнать, что происходит на самом деле?

Жажда уверенности в себе, в других, в своих силах, государстве, партнере... - такое привычное и кажется очевидное стремление. С очередным подзаголовком - "И будет тебе счастье!". На самом деле, опасное, может быть даже разрушительное.

Оно исключает ошибку. Как место развития, как гибкость и подвижность системы. Оно позволяет думать, что я могу обладать неким абсолютным знанием о мире, другом и себе. Я абсолютно прав/права.
Уверенность разумеется привлекательна - снижает стресс, создает ощущение безопасности. Правда иллюзорной. Как фундамент не учитывающий движение почвы, каких-нибудь подземных вод. Система, которая не в контакте с жизнью. Она предполагает, что я знаю все или точно знаю. И если жизнь начнет доказывать, что мое понятное черно-белое кино ошибочно, моя опора "я знаю, что ты думаешь//знаю, как устроен мир" окажется разрушенной. И мне будет больно. Правда, всегда есть возможность выкрутиться - это ведь не моя система могла быть не верной, это жизнь хреновая. Короче, они виноваты. А я прав.
Есть в мутной воде что то притягательное
Парк опять принес открытия. Был похож на большой дом, в котором всем есть место и встретиться, и уединиться. Поколдавать над мутной водой.

Есть в мутной воде что то притягательное. Тайна. Очарование. Неизведанное, что перенеслось на поверхность и теперь пытается сложиться в узор.
Мутное кажется более теплым. Его хочется рассматривать. Оно наполнено смыслами. Смотришь в мутную воду и нет отражения. Не спотыкаешься о гладь со своим отражением, а сразу ныряешь труда, в новое пространство.
А чистое, светлое и прозрачное рядом с мутным, кажется ещё чище, ещё свежее, чистая вода бежит и торопиться. Мутная стоит, замерла в нерешительности. Рассеянности и разгадывает свою загадку.
Идея про "оторвать задницу, перестать мечтать" такая заманчивая. Все в ней понятно: причина (хреново живется, потому что задница прижата) что делать? (собственно оторвать жопу) кто виноват? (я) и куда идти? (вперед!)
Главное, что есть точка приложения сил, и ясно как это сделать - дать самому себе крепкий пинок. Собрать волю в кулак и сделать. Можно мягче: совершить усилие над собой, подтолкнуть себя в нужном направлении. Или так: сделать рывок, скачок, заставить, идти вперед стиснув зубы, победить в конце концов...
Думаю, что вариантов даже не напрягаясь наберется с десяток, и все они будут про насилие. Такое привычное насилие, которое насилием то вроде как и не кажется. Насилие маскируют под силу воли, под упорство и позитивное давление, и все это во имя блага. Как крестовый поход. Во имя какого блага и чьего не очень понятно...
Такое поведение встречается обычно у двух типов людей тех, кто считает себя сильными и тех, кто слабыми. Последние не в силах совершить этот "волевой пинок" (или делают, но потом так устают, что прижимают задницу на оооочень долгий срок). Первые, сильные, сами живут в победе над собой, и других на это "вдохновляют". Иногда они встречаются и тогда возникает тандем вокруг насилия. Почему все-таки насилие? Потому что нет энергии, которая хочет выразиться, приобрести форму.
Каждый раз когда совершается действие есть внешняя энергия, которая заставляет, что то сделать. Как будто человек - тюбик с зубной пастой, и на него надо давить, чтобы что-то произошло. Хочется верить, что человек более сложное устройство и в более сложных отношениях с миром. А насилие и воля - два разных понятия и действия. Воля - про поддержку и подпитку, больше похожа на позволение себе быть и проявляться своей энергии так, как она может проявиться сейчас, замечать ее без шаблонов и клише. Воля про индивидуальность. Она может спорить с социумом. Она сильно за вас. Воля ближе к вере, к смирению, к управлению и любви...
Сделать усилие над собой такой привычный призыв, что уже не задумываемся о его воздействии. А за ним разрушающий механизм, обедняющий. Модель поведения, которая кажется ведёт в "светлое будущее", а приводит к беспомощности.
Сейчас важность эмоций признали. Но оказалось есть и обратная сторона медали. Эмоции вырвавшись наружу, на обозрение стали для кого то самым важным процессом в жизни. Буквально стали жизнью. Что это значит?

Эмоции заместили действия. Вместо созидания, творчества, общения, теперь я занимаюсь эмоциями. Здесь мне плохо, тут мне весело. Тут наслаждаюсь и кричу миру, что счастлива - тут, горюю. Печалюсь, тревожусь, страдаю... и мир тогда, мне что-то должен или виноват. Должен заботу внимание, виноват, что причинил боль. Все что я делаю, это произвожу эмоции, реагирую на события внутренние и внешние. Как будто реакции это и есть жизнь. А ведь реакция значимый, но рефлекс, который вовсе не самоценен. Он для чего то.

Процесс создания эмоций можно сравнить с фабрикой по производству пирожков, которые съедают работники. Сама стряпаю, сама ем, и весе что со мной происходит - это производство пирожков-эмоций. Внимание, силы все в производстве. Страдание сменяет ликование, на смену восторгу приходит тоска. И все это крутится, крутится, как будто этот водоворот и есть моя жизнь. И тогда времени и сил на то, чтобы жить (что то делать) у меня нет. Я и есть эмоции. Мне не приходит в голову, что вот здесь эмоции показывают, от чего я получаю удовольствие, а здесь, то, что хорошо бы изменить, если я не собираюсь и дальше есть не вкусное.

Эмоции важны, ярки, прекрасны. Но всего лишь компас. Инструмент. Зачем он мне нужен? Как для чего я буду его использовать - это уже мой выбор. Но самое главное, что в этом месте они уже не я, и не моя жизнь.

Эмоции важны, ярки, прекрасны. Но всего лишь компас. Инструмент.
Made on
Tilda